Главная

Записки фильммейкера

Создание клипа

Практика - съемка/монтаж

Как снять
музыкальный видеоклип?
 

Cоздание клипа

Как снять музыкальный видеоклип?

(курс - введение в профессию)

часть 4

Съемочный день.

Итак - съемочный день.
О процессе кино-видеосъемок написано очень много профессиональных текстов типа "Искусство оператора". Отсылаю к ним. Правда они все написаны мастерами старой школы. Но это ремесло в деталях претерпело немного изменений и касаются они в основном технологических новинок типа кранов, миникранов, применения "stidicam". Приемы работы на подобных аппаратах невозможно описать, да и не имеет смысла - это конкретная практика, учиться ей надо в работе, но не по книжках.

У вас на руках должны быть листочки с тщательно прописанным Операторским планом. Порядок сцен в нем не обязательно может совпадать с Монтажным листом. Но обязательно должен совпадать с переустановкой камеры на съемочной площадке.

Вы должны экономить на времени которое будете тратить на переустановку съемочной техники, на новое выставление света. Это большой кусок работы и вы должны помнить об этом. Отсняв кадр, зачеркивайте его в Операторском плане. Это позволит вам не запутаться в отснятых и не отснятых эпизодах.
Очередность съемки эпизодов. Начинайте с общих планов. Их труднее всего ставить: задействовано много персонажей и необходимо согласование множеств составляющих. Но когда отсняли общий план, не забудьте отснять средний и крупные планы, даже если их нет в сценарии. Неизвестно как материал поведет себя в монтаже и вы всегда выкрутитесь, если будете иметь запас.

Остановимся на некоторых моментах работы на площадке, связанное скорее с психологией, чем с технологией:

Как вести себя на съемках?

Никогда не предавайтесь размышлениям во время съемок. Все что вам необходимо снять, вы должны были придумать заранее. Но если осеняет озарение и возникает некая придумка, принимайте решение не колеблясь. Основное в съемке спонтанных эпизодов: чтобы они не помешали снять основные. И если можно, то сцены подобного рода лучше снимать в конце сьемочного дня.

Какие могут быть конфликты в работе?

Это непонимание ньюансов сьемок некоторыми участниками, хотя бы теми же самыми музыкантами. Долгое ожидание актеров "своего выхода на сцену" приводит к определенной конфронтации с режиссером, котрый все что-то возится с какими-то непонятными эпизодами.

Непонимание того, что режиссер, постоянно раздираемый противоречиями, балансирует между хорошим и еще лучшим. Постоянно сомневающийся в том, что происходит на сьемочной площадке.
Все это выкачивает из него энергию со страшной силой. И если начинают доставать по незначительным поводам, недолго до нервного срыва. У режиссера должен быть единомышленник, в обязанности которого входило бы: занимать простаивающих участников съемки. Пусть это будет подготовка движений, наведения макияжа, чего угодно. Но все должны быть заняты и вовремя получать разьяснения по любому поводу, но не от режиссера. Ему некогда всем объяснять.

Почаще заглядывайте в глазок камеры.

Оператор в качестве "камерамена" не является вашим единомышленником. Но так как вы не оператор, то все же доверяйте выставлять кадр профессионалу, но обязательно корректируйте его согласно своим наброскам.

Осторожно относитесь к разного рода движениям камеры.

Внимательно планируйте подобные движения. В эстетике современного клипа напихивают "любэ": чем больше бросает камеру, тем "круче" клип. Но все же советую соблюдать определенную сдержанность: дергающееся изображение невозможно смотреть. Советую отказаться от наезда трансфокатором. Наезд сильный прием, но он должен быть редким. Лучше снимите три кадра разной крупности и смонтируйте их последовательно. Это будет лучше. А если "летать" камерой, то необходимо применение спецсредств: кран, "stidicam". А их как правило у вас нет. Есть придумки, которые позволяют заменить подобные устройства, но это уже на уровне народного творчества. Найти подобных умельцев большая удача.

Не забывайте что "дергающаяся камера" как прием, сейчас решается на монтажном столе. Не забывайте только, что изображение в кадре должно быть чуть "большим" в сравнении с задуманным... (дабы было куда дергаться).

Вот пока все мысли по поводу съемочного дня.

Тема следующей статьи курса : "Монтаж"

Владимир Зайковский