часть 2
Пишем сценарий.
Итак, вы выбрали группу и даже выбрали песню. Группа обрисовала, невнятно сформулированными речами, свое хотение и ответила на вопрос: почему именно эту песню желают воплотить в виртуальный образ видеоверсии музыкальной пьесы.
Должен заметить - редко музыканты выбирали ту песню, которая вам нравиться. Чаще на выбор влияет ее популярность в хит-парадах, частота звучания в эфире. Это факторы достаточно сильные, но ничего общего не имеющие с творческой состоятельностью песни. И если у вас душа лежит к другой вещи..., я вам сочувствую - придется преодолевать тормоз в своей работе. Но никуда не денешься: группа вправе распоряжаться своей вещью как ей понравиться. Работа со стороны музыкантов проделана. Вам надо соответственно реагировать - в цветах и красках (на бумаге) создать адекватный настроению и стилю их музыки визуальный образ.
Итак написание сценария включает в себя следующие этапы:
- подготовка музыки и текста, как элементы сценария
- литературный сценарий
- набор спецэфектов, операторских и монтажных приемов
- "сценарий клипа" - гибрид из всех вышеперечисленных категорий
1. Подготовка фонограммы и текста
Берете лист бумаги и выписываете слова песни тем самым стихотворным столбиком как это принято у них - поэтов. Но акценты вы должны расставить так, как это в песне проставлено. Сейчас строки укладывают в песню как угодно. Поэтому размер стиха (если он не белый), мало что общего имееть с интерпретацией в песне.
Там где нет слов, но есть другие звуки музыкальной пьесы, отмечаете акценты - то есть те места, где происходит некая перемена. То ли стиля, то ли темпа, или резкий всплеск иных эмоций.
В каждом законченном музыкальном фрагменте обозначьте время начала и время конца. Этот прием позволит вам вычленить микроатмосферу каждого фрагмента и дать вашей фантазии еще одну подпитку для включения работы мозговых извилин.
Не надейтесь на плодовитость своей фантазии. Вещь эта ненадежная и по любому поводу любит отключаться. Вам лучше сразу выработать определенный стиль подготовки сценария и придерживаться его. Начнете давать себе поблажку - будете гнать серятину на экране и быстро иссякнете. Прописанный таким образом текст позволит вам, вне зависимости от настроения и других отвлекающих моментов, иметь крепкую основу для дальнейшей работы. Отложив на время этот текст, пофантазируйте как вам удобно и изложите эти фантазии в привычной большинству форме литературного сценария.
2. Литературный сценарий
Хотел бы остановиться на проблеме качественных сценариев. Технология сейчас столь совершенна и предлагает столь огромное количество вариантов работы с изображением, что позволяет легко спрятать НЕРАБОТУ над сценарием за наворотами операторскими и монтажными.
К сожалению, стиль НЕРАБОТЫ над сценарием для клипа скорее стал правилом, чем исключением. И это рождает целый парад клипов-уродцев, клипов - украденных сюжетов-вкусов-стилей.
Не будем анализировать причины этого.
Единственное, хочу отметить: явление это прогрессирующее и связано в первую очередь с резким увеличением объема этой продукции на телеканалах. И как следствие, подключением к процессу создания видеоклипа огромной армии, как профи, так и любителей от ТВ.
3. Спецэфекты, операторские и монтажные приемы.
Наряду с общим сюжетом, через который нащупывается атмосфера клипа, занимайте свой мозг поиском спецэфектов и примеряйте их к какому-либо музыкальному фрагменту. У вас наверное есть любимые клипы с конкретными приколами.
Отталкивайтесь от этих знаний, примеряйте, одевайте свои фрагменты в эти одежки. Не бойтесь, что вы калькируете чей-то прием. Если вы достаточно умны, одежки приема приобретут уникальную неповторимость.
Все же найти нечто необыкновенное в области видео трудно и чаще это приходит с новой технологией. Отсюда феномен появления яркого, запоминающегося клипа, но с чрезвычайно короткой судьбой: необыкновенный прием "сделал" клип явлением и тут же устарел, когда прием начался тиражироваться во многих других работах.
Резюме:
думайте над сюжетом, не поддавайтесь соблазну выехать на наборе приколов и тогда ваш клип будет интересно смотреть через пару лет, когда сменятся технологии и поменяются вкусы.
Если вы найдете прием - монтажный, глюковый, в одежде, в поведении музыкантов, в атмосфере эпизода - какой угодно, то через него вы выстроите всю остальную атмосферу, найдете стиль клипа.
Ищите стиль, атмосферу в частном. Через частность легче продемонстрировать группе оригинальность и качественность вашего вмдения. Найдя такой прием, попробуйте в едином стиле протянуть его вариации, или нечто близкое через другие эпизоды.
У вас есть оболочка - сюжет-история, не повторяющая буквально то, что музыканты рассказали своим языком.
Вы прописали набор кинематографических приемов, набор спецэфектов. Осталось прописать сам сценарий.
Он может быть прописан в виде операторского сценария:
Время (мин) |
Звук |
Сюжет |
Операторский сценарий (сек) |
Комментарии |
00-0.30 |
Вступление: медленно барабан, потом флейта, потом синтезатор, нарастает до… |
Эстрадная заброшенная площадка в парке. Осень, опадают листья. Из ниоткуда появляются муз. Инструменты. Появился Солист один, расслабленно сидит перед сценой |
1.(Из зтм) - площадка (2 сек)
2.Падает лист - 3.
Пролет камеры над землей - 4.
Проявление - барабаны - стойки мкрф - колонки - 5. Солист (последовательно появляется - нога - фигура сбоку (средний план) - фигура издалека) |
Стиль сьемок - медленно двигающаяся камера (чуть над землей). Широкоугольник. |
0.30-0.35 |
Звуковая какофония (взрыв) |
Солист вскакивает буд-то ударенный… |
Камера (скачками ) - с общего на сверхкрупный (лицо Солиста) |
Пролет камера на актера |
И т.д. |
|
|
|
|
Когда у вас будет таким образом приготовлен, можете считать что вы достаточно тщательно поработали над ним.
Теперь вам осталось готовиться к съемкам.
Владимир Зайковский
|