Главная

Записки фильммейкера

Создание клипа

Практика - съемка/монтаж

Скрябiн и клипы от Зайковского

 
Скрябін и видеоклип зайковского
Скрябін и видеоклип зайковского
Скрябін и видеоклип зайковского
Скрябін и видеоклип зайковского
Скрябін и видеоклип зайковского
Скрябін и видеоклип зайковского

Cоздание клипа

Архив Клипмейкера

ЧЕРНУШНЫЙ СЕРИАЛ для СКРЯБІН
"ВОШО", "Коридор хористiв"

"ВОШО" (август 1990)
"Коридор хористів" (декабрь 1990)
"Одинокий в"язень" (август 1991)

Все эти фильмы-клипы объединяет стиль, родившийся как соединение творческого загиба в атмосфере разваливающейся стране "развитого социализма" и технических возможностей черно-белого кино - единственно приемлемой технологии на то время.

По технике - это были дрянные киноаппараты с ужасной "свемовской" ч-б пленкой. С самопальной проявкой и монтажем на примитивной монтажной машинке. Без всякой возможности синхронизировать звук и изображение.

Собственно это и был СТИЛЬ который сам по себе самодостаточен. Который имеет право на существование и сейчас, практически отсутствующий в современности.

Кстати, можете посмотреть видеоверсии альбомов группы "Depeche mode" - "Strange" и "Strange too", сделанные в 1988 и 1990 годах. Ну очень похожий стиль…
По атмосфере - это пик разложения, которого достигла советская империя. Были разрушенны все идеалы на которые опиралась ВЛАСТЬ. Взамен пустота, жажда разрушения, неверия ни во что.

",ВОШО" - 1990 год

Клип "ВОШО" 1990

Музыкальная пьеса, на основе которой сделали клип называлась "Прогулка со смертью". Сразу поразила меня необыкновенностью музыкального пространства. В этой не могли существовать обычные люди в обычном мире.

Я видел ЗОНУ из Сталкера и остатки неких племен, выживающих в постиндустриальную эпоху. И сам мир весь вывернутый, в нем не действуют обычные законы. Все деформированно - отношения, лица, движения.

Отсюда родился стиль повествования - суперзамедленный, с движениями, отснятые обратным ходом пленки. Съемочную площадку не надо было создавать - ее построила Цивилизация в виде перерытого поля с паутиной трубопроводов из которых сочилась вода, а кое-где бил пар. Это была фантастика.

Видишь одиноких последних жителей разрушенной Планеты, прячущихся в ямах и отстреливающих друг друга. А некто - последний из Разумных, ходит в паре со Смертью и наблюдает как оставшиеся делают за Смерть ее работу.

Со съемок "Чуєшь біль" прошел год. Группа пребывала в кризисе. Впрочем это было их обычным состоянием. Ростика забрили в армию. Шура еще не объявился в группе как часть команды. На съемки я собирал всех, с кем работал в те года. Конечно же это постоянные друзья-партнеры группы Штурма, Саша Скрябин, Игорь Яцишин и Миша, игравший почти во всех моих фильмах снятых в Новояворовске.

Съемочный день был трудным: моросил мелкий дождь, холод. Собрались с большим трудом. Кузьма бегал на курсы автолюбителей и сие занятие для него было важным. Ждали его, потом ждали девушку. Она так и не объявилась. Можно было отменить, но я помнил: только отмени на сегодня - не соберешься ни в каком завтра.

Специфика таких проектов в том, что их надо делать сразу или никогда. Это о сделаном творческом проекте спорят, но если он никогда не был реализован, о нем никто не сожалеет, кроме несостоявшегося Автора.
В этом УЖАС "несостоявшихся гениев"...

Яцишин взял на съемки паяльную лампу. Из этого родился чрезвычайно шикарный эпизод с пламенем. Яцишин взял свой обрез. Стрелять более одного раза не рискнули: времена еще не были бандитскими.
Половина отснятого материала ушла в корзину: брак по экспозиции, брак в проявке. Из остатков не лепилась та история, которую придумал. Остались только обрывки-лохмотья АТМОСФЕРЫ страха, преследования, безнадеги существования.

Запись из дневника:
16.09.90:
Черт побери! Я совсем не разглядел , что планируемый вроде рядовой просмотр завершенной работы, превратился в самую настоящую премьеру.
Андрей пригласил друзей со Львова. Поэтому было кому смотреть и выражать эмоции… Но грустно, что я и они - это разные плоскости существования.
Что мое поколение в таком желании познавать и общаться почти не существует…

"КОРИДОР ХОРИСТІВ" - 1990 год

Самый неудачный фильм. Неудачный по техническим параметрам - при переводе на видео невозможно что-либо увидеть. Много темных сцен. А в сценах важны движения. А если их не видно - то что смотреть?
Много брака оказалось при проявке кинопленки. Когда все смонтировал и показывал на большом экране - это еще можно было смотреть. Но при попытке "перегнать" кино на видеоноситель - смотреть стало невозможно.

Уже была зима. Ни о каких съемках на натуре речи не могло идти. А группа вновь не возражала сниматься в экспериментах Зайковского. Да и у меня накопились кое-какие придумки - надо было на ком-то проверить.
Меня всегда привлекали подвалы дворца культуры как весьма киногеничное место. Там были длинные узкие коридоры, уходившие в пугающую темноту. Там можно было выпасть из стенного проема и попасть в огромную залу с ржавыми механизмами из Зоны. К сожалению моя кинотехника не могла запечатлеть эту экзотику во всей красе.

Часть сцен снимали в подвале. На сцене театрального зала остальное. Музыкальная пьеса сильна была ритмом. Все съемки были построены на попытке продублировать этот ритм видеорядом.
Короткие резкие движения в кадре - эти движения стали главным в видео. "Отрывались" как могли: танцевали на рояле, разбивали лампочки под напряжением, играли на старом контрабасе, разбивали гитару, поливали друг друга водой…

Всплеск больной фантазии. Сверхзадача - максимально освободиться от каких либо условностей и продемонстрировать ЛЮБЭ перед обьективом камеры в мимике, жестах, движении, одежде. Несовершенство съемочной техники и последующей обработки, не позволило в полной мере продемонстрировать ту свободу духа, которую накопили.

В какой-то мере съемки клипа были иножизнью для музыкантов.

Владимир Зайковский