Главная

Записки фильммейкера

Создание клипа

Практика - съемка/монтаж

Скрябiн и клипы от Зайковского

 
Скрябін и видеоклип зайковского
Скрябін и видеоклип зайковского
Скрябін и видеоклип зайковского
Скрябін и видеоклип зайковского
Скрябін и видеоклип зайковского
Скрябін и видеоклип зайковского

Cоздание клипа

Архив Клипмейкера

Как снимался клип "Чуешь біль"

Альбом группы - "Чуєшь біль" с некоторых пор числится как Начало группы. Создан определенный миф о "судьбоносности" музыкальной пьесы в истории группы.
Приятно слышать. И действительно - не будь съемок, известного как клип "Чуєшь біль", не было бы музыкальной пьесы.

«Чуєшь біль» Скрябiн (клип) 1989

Весьма качественная копия от ICTV - у Автора такого качества нет. Единственное объяснение - они имеют доступ к архиву киевской телерадиокомпании на которой в начале 90-х Автор делал электронные копии своих фильмов (они сняты на кинопленку).

Архив ZVMart (из дневника)

Лето 1989 года.
Дворец культуры "Кристалл". Городок Новояворовск под Львовом.
Если стать посередине сцены театрального зала дворца, лицом к зрительному залу и повернуть влево голову, то упрешься взглядом в металлические двустворчатые двери. За ними обитала музыкальная студия Юрия Дацько. Он был одним из тех музыкально образованных людей, которые сделали музыку своей профессией. Использовал ее в самых разных формах: работал по свадьбам, организовывал музыкальные группы, строил некие обучающие музыкальные курсы внутри структуры ДК, вел какие-то проекты с музыкальной школой.

Одним из направлений его работы была "поддержка молодых талантов". За это дело он где-то там отчитывался, поэтому ему были необходимы молодые "таланты", которых вписывались бы в эту графу. Желательно, правда, чтобы не сидели на шее, не заглядывали в рот... короче, чтобы не надо было ими заниматься. Кузьма "и сотоварищи" как раз такими и были.
Им нужна была только техника, и боже упаси: никаких "вказівок". Надо отдать должное смелости Дацько: доверить дорогую, по тем временам аппаратуру, парням, которых были неформалами с невыразительными, но экстремистскими музыкальными вкусами, не каждый решился.

Ростик Домишевский - первый, кто заговорил со мной о кино: "оно могло бы стать музыкальным клипом. У нас есть музыка и мы ее авторы".
Ростика я знал уже года полтора, начиная со съемок фильма "На излете". Тогда на эпизод фильма его затащила одноклассница Наталка Марчак (в будущем актриса театра "Воскресіння")

Вся музыка группы того времени - это короткие музыкальные фрагменты людей, дорвавшихся до электронных клавиш и с упоением маньяка выдавливающего из них упорядочный набор звуков. Смотреть на творческий процесс скучно - Кузьма, сидящий часами в наушниках за клавишами, со взглядом, обращенным внутрь.
Он записывал музыкальные фрагменты на кассеты. И их коллекция стал неким сборником историй, рассказанных языком музыки.

Кинематографичность - вот что меня более всего привлекло в этих фрагментах. Я ходил в студию, рассматривал наклееные фотографии. Смотрел как проворачивается жизнь этих мальчишек. С вином, таскали батареями бутылок, с пеплом сожженных сигаретных окурков, с разговорами, густо пересыпанным сленгом, совсем не походивших на привычно-общепонятный "новояз" коим изъяснялось большинство проживающих в этом городке. И все это в шнурах, стойках, ящиках - обычный студийный хлам.

Это была привлекательная фактура. Из него лепилось неплохое кино. На том и остановились.
То есть, я хаживал в студию и придумывал для своих киноопытов эпизоды. В виде блокнотных набросков я их фиксировал...

Запись из дневника:
4.08.89.
-"Есть пьеса продолжительностью звучания в 7мин 45сек. Написана она несколькими молодыми людьми. Записана способом наложения отдельных записей , поэтому не может быть сыгранна "живьем".
Уже придумал начало: - Шаги, скрип дверей. Узенькая щелочка, за которой пробивается яркий-яркий свет. Распахивается дверь, бьет по глазам светящийся туман, клубами выкатывающийся из проема. Чьи-то ноги входят в него. Портреты "рок-менов": сверхкрупные планы, с контрастным освещением"...

В середине августа устроил кинопробы. Перед "Кристаллом" на лужайке парни сидели, ходили, разговаривали... Я снимал. Для меня было неважно, что они делают - я проверял пленку, привязывая ее к конкретному освещению, к камере.

Запись из дневника:
20.08.89
- написал сценарий. Слушал, сочинение Кузьмы и слышал - исповедь человека пытавшегося жить Творчеством. Но тупая эпоха провела его мимо друзей, замкнувшихся в маленьких увлечениях. Гонка за Музой привела его не на Небеса, но всего лишь на крышу, где наткнулся на двойника, растерявшего друзей и любимых...
Вот!

Я пересказал в трех фразах весь сюжет. Сейчас, перечитывая его, убедился: снял то, что написал. Отклонений мало.

Просто удивительно: неужели сценарий был написан до съемок? И все же это так. Именно этот сценарий я читал группе, именно его обсуждали. На роль главного героя предлагали совсем другого парня. Но когда начались съемки, его не оказалось в городе. В итоге главную роль играл Андрей и вполне пристойно. Думаю, именно эти и последующие съемки других клипов избавили группу от страха перед камерой.

В середине августа - съемки в районе железнодорожного вокзала Новояворовска. По пути содрали флаг УССР - висел, забытый, после каких-то праздников. Он потом, с пропалинами, играл свою роль - олицетворение мутного советского времени бывшего "на излете". Флаг в фильме был черно-белым и поэтому его никто "не видел" в таком контексте. У меня была мысль раскрасить красным. Но, подумав, решил, что будет слишком претенциозно: "Броненосец "Потемкин" таким эпизодом открыл эпоху, а "Скрябін" - закрыл. Клип все же не тянет на олицетворение эпохи.

Более заметным стало участие большого круглого зеркала, которое "одолжили" во Дворце. Его взяли, дабы готовить свои "фейсы" для съемок. С его помощью удалось сделать пару прикольных эпизодов, которые выглядели неплохими спецэфектами.
По тем временам это было здорово. Потом я "поигрался" с зеркалами более основательно в клипе "Одинокий в"язень"

Через неделю съемки возле "кривого" озера. Там же рядом была дача родителей Кузьмы. Несколько эпизодов сняли там. Одним из ключевих (и сложных) эпизодов связано с "падением" героя Кузьмы в озеро. Сыграть-снять можно было всего лишь один раз. Падение в одежде повторить было невозможно.
Эпизод в контексте фильма трактовался как "рождение Героя" - появился из воды и вышел сухим. Я знал как его снять. Возможно эпизод выглядел "вставным номерам". Но мне очень нравилась эта придумка.
Андрей сыграл безупречно: он упал в озеро спиной, долго там "сидел" (мне необходима была спокойная водная гладь) потом с шумом вылетел оттуда. К сожалению из-за конструктивных особенностей кинокамеры, не удалось снять эпизод одним куском. Эфектный выход Героя из воды сухим был смазан необходимостью монтировать эпизод из нескольких кусков.
Но даже сейчас, при всех наворотах обработки материала, которые может себе позволить режиссер, применяя компьютерные технологии, подобные кадры невозможно сделать по другому.

В тот же день - съемки на крыше. Андрей сыграл свой короный эпизод: прыжок с крыши. Многие излишне эмоицональные зрители вскрикивали в этом месте. А это была лифтная надстройка с которой молодому спортивному парню прыгать было несложно. Куда более опасный проход по самому краю девятиэтажки, заглядывая в бездну, совершил Игорь Яцишин. (Через шесть лет он погиб)
Хочу назвать всех участников съемок, как это прописано в дневнике за 1989 год:

• Скрябин Александр Валерьевич
• Яцишин Игорь Богданович - темные очки
• Кузьменко Андрей - Герой
• Домишевский Ростислав Здиславович
• Осьмак Галина - Героиня
• Дроцик Иван - "скрипач"
• Брама Роман - "флейтист"
• Духнич Петро - "фотограф"
• Чурбаков Рудольф

Запись из дневника:
12.10.89
- сегодня показал "группе" черновой вариант фильма. Реакция восторженно-бурная. Понравилось. Теперь парни садяться за окончательную версию пьесы. Мне остается ждать.

22.10.89
- фонограмму к фильму, в лучшем случае, принесут 25.10. Возможно это еще не конец работы. Но уже в работе над этим фильмом потрачено три месяца. Из них три съемочных дня на трех разных площадках.
Пленка потрачена в соотношении 1 : 3
Музыкальную фонограмму мне пришлось "править", тем самым нарушив авторские права Авторов музыки. Но об этом по-моему до сих пор никто не догадываеться.
Фильм длился гораздо меньше, чем фонограмма пьесы. Версии, более короткой, я так и не дождался, поэтому укоротил ту, что была. Выбросил фрагмент из середины пьесы. Сколько потом было показов, никто не "слышал" короткого дисонанса в месте соединения.

В октябре 89 года фильм-клип начал свое самостоятельное существование. Ни о каком показе в эфире не могло быть и речи. Не существовало отечественных программ на телевидении которые специализировались на показе видеоклипов. Только через шесть лет появится "Территория А".

Запись из дневника:
5.11.89
- премьера фильма "Чуєшь біль" на рок-концерте группы "Спати"...
Я не помню подробностей того вечера. Но могу предположить, что это было неплохо. В наши дни видеоряд на экране за спинами музыкантов элементарное и обязательное явление. Но тогда это было в новинку. Группа "Скрябін" тогда могла это себе позволить.

Клип показывался на фестивалях паралельного кино. Весною 90 года оригинал фильма уехал в Москву и далее в Брюссель на фестиваль киноандеграунда. Копии фильма показывались много и по разному, влияя на судьбу группы. Где-то осенью 90 промелькнул отрывок по Центральному ТВ. Иногда кажется, что не клип важен как факт события, а волны после него, которые все расходятся и порождают ответные.

В конце 90-х группа сделала ремикс своих старых пьес. В том числе "Чуєш біль". В новой интерпретации, несмотря на техническое совершенство фонограммы, нет драматизма атмосферы. Пьеса стала легкой, попсовой. Вполне в духе позднего "Скябіна". А жаль...

Владимир Зайковский

Дополнительные материалы 01

В сети во многих публикациях гуляет версия того, как группа себя "обозвала".
"... режиссер спросил "Как вас теперь называть?", готовя к отправке фильм на фестивал андеграундного кино. И "коллектив", по приколу решил взять имя по фамилии отсутствующего Александра С."

Все так, но с небольшим уточнением.
Имя "Скрябін" было на слуху до окончания съемок этого клипа.

И связано это с плакатом-слоганом, висевшем в студии где проходили первые (цветная пленка) съемки будущего клипа.
Это видно на первых секундах фильма - в кадре Александр - сзади (фоном) плакат с его именем.

Появление плаката связано, в первую очередь со статусом Александра С в "студии Дацько", чью аппаратуру и помещение время от времени занимали "парни с улицы". Александр был штатным сотрудником дворца культуры и под его ответственность выдавались ключи к студии.
Слоган на стене всего-лишь подтверждал (утверждал) кто здесь "главный".

Режиссер, обсуждая название группы с людьми группы, показал на плакат, спросил: "Может это...?".
Дальнейшее известно...

Дополнительные материалы 02

Из Википедии:
... На заглавную песню альбома в августе-октябре 1989-го года режиссёром Владимиром Зайковским был снят чёрно-белый видеоклип. Общеизвестны 3 оцифровки данного клипа: "пиратская", "режиссёрская" и "телевизионная".

Первая, предположительно, оцифрована из неизвестного сборника клипов "Скрябіна", распространявшегося на видеокассетах, и имеет плохое качество, сравнимое со старой VHS-плёнкой. Она имела хождение в Интернете с начала 2000-х годов. "Режиссёрская" версия клипа представляет собой оцифровку, выполненную самим Зайковским, для авторского сборника клипов в 2006 году. Часть сцен была покрашена в жёлтые тона, а также несколько обрезано изображение. Её качество заметно лучше "пиратской" версии. Ещё одна копия была выложена на YouTube украинским телеканалом ICTV и, по предположению режиссёра, взята из архивов киевской телерадиокомпании, где режиссёр делал в своё время копии своих клипов. Она обладает наиболее приемлемым качеством изображения.

Данный клип является единственным источником, в котором можно послушать данную песню, при этом, отдельно в Сети можно встретить и аудиодорожку видео. Доподлинно известно, что режиссёр лично вырезал фрагмент из середины песни, поскольку видеоклип длился меньше, чем оригинальная запись. Данная склейка заметна, если прислушаться внимательнее. Также, "пиратская" версия уникальна наличием чуть более длинной концовки, в более поздних оцифровках она на несколько секунд короче и идентична в обоих версиях. В целом, аудио было наложено в каждой версии по-разному. Таким образом, данную песню можно отнести к разряду "частично найденных".