Зима 2009 года. Шел по Преображенской в Одессе. Возле киоска специализирущегося на продаже билетов на акции шоу-программ, на плакатике знакомая физиономия.
Группа "Скрябін" приглашает на концерт в Украинский театр. Специальное приглашение "Пающие трусы". Не удержался, сфотографировал это чудо.
Двадцать лет - это много.
За такое время многое может измениться.
На ум приходят ключевые года в жизни нашей страны.
1917 - революция, поменявшая облик Росии и превратившая ее в СССР.
1941 - нашествие объединеной европы под флагами немецкого нацизма
1961 - человек улетел в космос. И это в стране, которая пережила за последние сорок лет две страшные войны.
Через 30 лет страна СССР исчезла.
1989 год - рождение группы "Скрябiн". Был потенциал, амбиции. Короткий миг известности и вот в 2009 (через двадцать лет) в качестве полузабытых монстров прошлого, дают очередной концерт, эксплуатируя на полную остатки былой славы. Впрочем держатся не на этом. Гастролируют исключительно скандальному имиджу лидера, виртуозно эпатирующего на "местечковых" центральных каналах.
Музыкальные проекты Львова: старый "Скрябін"
История группы - иллюстрация судьбы людей (и проектов), родившихся в советскую эпоху и приспосабливающихся к новым временам.
1989 год - выбор в движении по жизни был невелик. Самое крутое, что мог себе позволить молодой человек из маленького городка на окраине империи - получить высшее образование и делать карьеру в привычных параметрах социума. То есть работать, например, врачем в некой поликлинике ("быть нужным обществу и людям"), получать зарплату. Высиживать стаж, льготы, должности. Скучно... А как иначе. В обществе все было подчинено прагаматичной целесообразности.
Как бегство от такой перспективы, ныряли в увлечения. Кто водкой, кто молодежной полубандитской тусовкой, кто более экзотическими вещами - например разрешенными к тому времени рок-клубами. И даже музыцированием в таких же параметрах.
Тексты, которые вкладывали в такие проекты, были своеобразными "жалобами" на бесперпективность движения в никуда, на ограниченность выбора в стране советов... Ну и конечно присутствовал своеобразный голод по творчеству. Страстное желание делать что-то новое. И каждое "получилось", подвигало авторов творить еще и еще...
Музыкальная пьеса "Чуєшь біль" типичный протестный арт-хаусный проект.
От проекта к проекту, собирая ответные волны в виде восхищения друзей, неплохие результаты участия в фестивалях утвердило желание превратить свое хобби в профессию.
Очень скоро людям "Скрябіна" стало тесно в рамках местечкового проекта. Десантировались в Киев. Долго привыкали к новым правилам нарождающегося шоу-бизнеса. В соединении с политическими проектами, удалось организовать громкие туры, выплеснув свое творчество на всю UA. Но к известности как дополнение посыпались обвинения в заангажированности, в обмене свободы творчества на бабло...
И вновь кризис.
Политические прожекты не могут по определению долго участвовать в творческих проектах. А для самих "творцов" принадлежность к какой-либо партии смертельно. Получив некие дивиденты в виде поддержки лидера партии, деньги на клипы и тур, группа рискует стать "лицом" партии и "умереть " вместе с ней. В нашей UA многие партии организовываются и живут от выборов до выборов.
Наступил момент перезагрузки проекта. Он наступил в начале 2000-ых годов.
Путь оставался один - вписаться в телевизионное пространство шоу-бизнеса UA. А для концертных туров требовалось создавать не шлягеры, требовались профессиональные исполнители, на лету играющие любые музыкальные пассажи. О генерировании новой оригинальной музыки речи не было.
Зачем? Шлягеры уже давно написаны, спеты... Осталось только тиражировать вариации на тему... А новые тексты и музыка были связаны только с единственным востребованным "жанром" - стебом, шокированием.
«TRAIN» (клип)
1994
Клип раннего "Скрябина".
Последняя работа снятая на кинопленку
2009 год - группа "Скрябін" существует как приложение к харизматической личности ее фронтмена. Андрей Кузьменко превратился в успешного деятеля телевизионно-музыкальной тусовки UA. Он мог бы смело "закрыть" проект "Скрябін" - его фигура вполне самодостаточна для этого. Что удерживает?
Для фанов история группы давно разделена на "старый Скрябін" и новый.
Но по большому счету - это разные проекты.
Старый "Скрябін" - 1989 - 2000
"Поп-Скрябін" - с 2001.
Автор в проекте создания клипов для "Хробака" наблюдал все тот же старый "Скрябін", купающийся в "лучах славы". Все те мальчишки с неровными желаниями и непредсказуемым поведением. Упивающимися эйфорией состояния победителей.
В 2001 году на фестивале "Чуєшь українське" во Львове - это была уже машина, "правильно" построеная по законам-канонам местечкового "шоу-бизнеса" (правильно было-бы "музыкальной индустрии") на территории UA.